воскресенье, 9 мая 2010 г.

День победы...

День победы...
Оба моих деда воевали и оба дошли до Берлина... Обе бабушки трудились в тылу... их уже нет с нами...Что я знаю о том подвиге, что они совершили? практически ничего... Сохранились грамоты с фронта, медали...Сохранились справки о ранении деда из Берлинского госпиталя...Справка написана на оборотной стороне какого бланка немецкой фирмы...Так странно, будто прикасаешься к истории...к хрупкой, едва уловимой, но от того, что эта история - часть тебя -такой родной, что щемит в груди... Смогу ли я объяснить дочке, что такое война... Почему я прячу слёзы, едва услышав первые аккорды песен о войне... Поймет ли она, что за цифрами 28 миллионов погибших стоят реальный люди - отцы, сыновья, дочери, мамы... Должна понять, я должна суметь объяснить ради тех, кто воевал, кто победил...Был период моей жизни, когда я ненавидела немцев...в подростковом возрасте...я ненавидела именно немцев ФРГ... хотя среди друзей были наши немцы, депортированные с Поволжья... А потом я выросла... Ненависть ушла, пришло осознание того, что немецкий народ и фашисты - разные понятия... И фашист не имеет национальности...Вот это страшно... И если не объяснить про ту войну и про фашизм, как бы страшно это не было, то этот ад может повториться...
Вот пишу и думаю, дедушке было 33 года, когда он отправился на фронт... Бабушке 29(Александре Андреевне), чуть младше меня... На руках у ней был 4-х летний сын... И когда я спрашивала бабушку, страшно ли было ждать - она отвечала, что молилась в тайне (комсомолкой была), и верила, что вернётся... А дедушка (Морозов Иван Яковлевич)прошел всю войну с тремя легким ранениями...Будто оберегал кто...А когда форсировали Вислу (могу ошибаться, но точно большую реку) дедушку вызвали чинить машину командира какого-то и он остался жив, потому что с этой машиной на плоту переплыл...Он у меня плавать не умел, а тут ещё полная боевая выкладка под огнем...Вот и не верь в провидение после этого...
Самое страшное было после победы...Получать похоронки уже после...Дедушка вернулся в 1946 году... Знаю, что воевал в 117 СД 99 авто роте (так написано в справке о ранении в Берлине), но может он только заканчивал в этой роте войну, потому как по рассказам - он в лыжном батальоне был...
А про второго дедушку (Корнишина Ивана Ивановича) точно знаю, что освобождал Кавказ - и при взятии высоты их осталось в живых четверо - это известно из письма его однополчанина, он разыскивал деда потом...
А бабушка в госпитале работала...Рассказывала, что не было ни дня ни ночи, перевязки-перевязки, а потом врач подойдет и говорит "Шура, ты когда спала?" а бабушка и не помнит, вот так врач и отправляла санитарок спать...бывало раз в трое суток...

Сегодня гуляли с дочкой и мужем - яблони цветут, черемуха, воздух такой - что жить хочется... И как-то особенно остро почувствовала, что я счастлива под этим небом...под мирным небом, отвоеванным моими дедушками у смерти...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мысль дня

Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие. Альберт Эйнштейн